Мастер ТАНИ

 

КОФУКАН

 

ИТОСУ

 

ХИГАОНА

 

О НАС

 


home ||  анонс || о нас || foto || история

 

ЧОДЖОРО ТАНИ  ДЖЕНТЕЛЬМЕН ОТ КАРАТЭ

     Странно мало было написано о мастере Чоджиро Тани, по крайней мере, за переделами его родной страны. Или, возможно, это и не столь странно, поскольку этот великий мастер каратэ был скромным, мыслящим и артистичным человеком, не занимавшимся саморекламмой. Как вы узнаете из этой статьи, не в его характере было стремиться к самовосхвалению, но зато он постоянно занимался развитием своей теории и устроением своей организации шукокай: “союз тех, кто изучает вместе”.

    В традициях бусидо мастер Тани проявлял огромный интерес к различным искусствам и практиковал их: к музыке, калиграфии, созданию статуй и масок. На протяжение многих лет у меня был личный опыт всего этого, как и у других давних членов этой организации в Европе. Он занимался исполнением ката на фоне классической японской музыки, как  он делал на раннем европейском чемпионате в Бельгии, он мог также исполнять ката: на вечеринке, последовавшей за еврокубком в Эдинбурге в 1981 г., он восхищал присутствовавших игрой своего “шакуачи”, традиционного японского духового инструмента.

Мастер МАБУНИ

 

АНОНС

 

МАСТЕРА

 

ИСТОРИЯ

 

ФОТО

 

 

    Во время своего визита в то, что в последствии стало нашим вновь открытым центральным додзё в Нотингеме в 1986 г. он с превеликим удовольствием начертал на входе знак, который мы с гордостью потом водрузили, и этот знак смохраняется там до сих пор, с готовностью к перемещению в новое местоположение.

Его интерес к танцу и другим искусствам очевидно играл свою роль в его развитии ката как искусства, использование масок как дальнейшего выражения более глубокого значения движений. Однако его динамические теории были основанием для активного метода борьбы, который весьма уважаем в современном мире каратэ.

Мастер Тани был хорошо одевавшимся человеком, который ценил добротное британское шитьё одежды, как я заметил, и, по-видимому, наслаждался своими визитами за пределы Японии для получения опыта других культур, а также для развития каратэ. Он получал огромное удовольствие, налюдая, как юные практикующие получают большое наслаждение от искусства каратэ-до. Следовательно мы оба были довольны и горды тем, что он и миссис Тани смогли посетить Лондон во время проходившего там в 1997 г. всемирного кубка кофукан, тем более, что там присутствовали многие из тех, кто участвовал как в чемпионате, так и в открытом турнире; там был полон дом - нет, набитый битком дом! - кристаллический дворец, арендованный для занятий, в котором мастер Тани преподавал вновь созданное утраченное ката “кошики супаринпай”. Многие из его последователей на Западе хранят воспоминание о том времени, и поэтому, несомненно, этот джентльмен от каратэ никогда не будет забыт.  

Мастер Тани родился в 1921 г. в Кобе. Пока он учился в икуэйской высшей школе в Кобе, он прочитал книгу о каратэ, написанную мастером Гичином Фунакоши и начал практиковать каратэ.

Когда он поступил в Дошишский университет  (факультет экономики) в Киото в 1940 г., он вступил в клуб каратэ. Этот клуб был основан в 1937 г. мастером Чоджуном Мияги, основателем годжю-рю, как и его инструктор. Мастер Тани тренировался под руководством мастера Мияги много раз, когда мастер Мияги посещал главный остров с острова Окинавы. Это было военное время (Вторая Мировая война), и студентов могли призвать на военную службу в любое время. Тренировака в клубе каратэ была очень плотной, поскольку студенты трактовали тренировку по каратэ как подготовку к возможной славной смерти.

В 1942 г. мастер Мияги предложил студентам клуба каратэ дошишского университета, чтобы они попросили мастера Кенва Мабуни, его студента, занимавшегося у мастера Канрё Хигаонна, который жил неподалёку от Осоки, чтобы тот обучал их годжю-рю в клубе. Таким образом мастер Тани и его приятели-студенты из университетского клуба посетили дом мастера Мабуни, находившийся неподалёку от реки Йодо в Осоке и сообщили ему предложение мастера Мияги. Мастер Мабуни немедленно согласился обучать студентов и начал часто посещать Киото, преподавая каратэ в университетском клубе. Студенты этого клуба посещали также додзё мастера Мабуни, чтобы учиться там и тренироваться. Некоторые из них посещали его каждый день после тренировки в клубе. Они вспоминали, что мастер Мабуни занимался с ними особо, поскольку их познакомил с ними его друг и очень часто он угощал чаем и  сладостями после тренировки, в отличие от его других учеников. Он продолжал обучать в этом клубе почти до самой своей смерти в 1952 г. Мастер Тани стал капитаном этого клуба, а также капитаном поддерживающих лидеров университета (капитан - руководитлеь). Но война приближалась к своей кульминации, и большинство студентов, включая мастера Тани были призваны в армию и посланы на линию фронта. Некоторые из них никогда не вернулись обратно. Мастер Тани был достаточно удачлив, вернувшись из Китая и начал работать в префектуре налоговой инспекции в Хилого. Воспитывая у молодых  людей принципы морали во время войны, раздиравшей Японию, мастер Тани начал обучат каратэ на открытом воздухе в автомобильном парке в центральном кобе в 1947 г. и назвал свою группу “шукокай”. Сначала там было всего лиш пять учеников, но в конце концов, эта группа выросла до численности свыше 100 человек. В те самые ранние дни однажды случился непредвиденный инцидент. Однажды группа тренировалась на свежем воздухе, когда телохранитель собственника профсоюзной компании, который обучал каратэ в Окинаве под руководством мастера Чутоку Кияна, приблизился к ним и бросил вызов мастеру Тани. И вот, мастер Тани уведомил бросившего вызов, какую технику он собирается применить, и точным ударом вывел того в нокаут. Бросивший вызов отступил и снова бросился в бой, но мастер Тани снова применил  ту же технику, и бросивший вызов снова был нокаутирован. В этот момент бросивший вызов попросил мастера Тани вязть его в ученики, и мастер Тани согласился. В благодарность за это этот телохранитель научил мастера Тани некоторым окинавским ката.  

Год спустя он построил центральный додзё, сочетавший в себе зал для тренировок и его дом для проживания. К этому времени он получил пятый дан (высочайший в то время) от мастера Мабуни и 9 октября 1949 г. мастер Мабуни посетил его додзё и представил ему знаменитый манускрипт ученической преемственности “мокуроку”. Это позволило ему начать свою соственную секцию “Тани-ха шито-рю”. Четыре главных ученика мастера Тани приблизительно в это время были сэнсеями Савада, Ода, Фудживара (которых больше нет в живых) и Фуджитани (глава “Мейбукай”). Они поддержали мастера Тани в основании организации шукокай в те далёкие дни. Мастер Тани сменил свою работу в 1959 г. и стал школьным учителем в своей старой школе икуэской высшей школе.

Его додзё стало одним из главных пунктов развития японского каратэ в те далёкие дни. Многие старшие ученики мастера Мабуни посещали этот додзё довольно регулярно для тренировок и дискуссий, а также мастера Гуген Ямагучи и Шозо Уджида из годжю-кай. Миссис Тани особо вспоминает мастера Ямагучи, поскольку он был очень добрым и страстным человеком несмотря на свой несколько страшный внешний вид. Она также вспоминает, что мастер Фуджимото приезжал туда часто для того, чтобы спаринговаться с мастером Тани. Он приезжал утром, они начинали борьбу, делая перерыв на обед, затем снова дрались до самого вечера. Мастер Тани продолжал переписываться с мастером Чоджуном Мияги, своим первым инструктором и мастером Гичином Фунакоши, основателем шотокана. У него была целая коллекция писем от этих знаменитых мастеров.

Он помогал строить несколько клубов каратэ университетов, включая университет Киото, экономический колледж в Осоке, Тотори-университет в Шимане и медицинский университет в Кобе.

Поскольку его достижения в каратэ стали ещё больше, он, в конце концов, оставил свою преподавательсую работу и сосредоточился на популяризации Тани-ха шито-рю.

В те далёкие годы мастер Тани постепенно развивал свои собственные теории, включая “ноль-напряжение-ноль”, “двойной поворот бедра”, “акция-реакция”, “накапливающаяся энергия”, “изменяющийся вес”, “отскок”, “запирание на замок суставов”, “щелчок” и т. д. Все эти элементы были нацелены на получение расслабленных, гибких кнутоподобных движений.

Тани-ха шито-рю вышло за пределы Японии в начале 60-х годов, и он посетил Южную Африку и Европу. После этого первоначального “набега”, этот стиль быстро распространился на большинство частей мира благодаря усилиям нескольких его инструкторов, включая сэнсея Кимуру и Судзуки, и стал одним из самых популярных стилей каратэ во всём мире.

Несмотря на быстрое распространение его стиля каратэ, мастер Тани никогда не стремился к власти в мире каратэ. Он отказывался от просьбы стать членом технического комитета японской федерации каратэ (впоследствии она была названа федерацией всех японских организаций каратэ-до), когда она была основана. Он всегда избегал вовлечения в политику. Он не слишком заботился о денежных делах, поэтому ведение бюджета и организационные способности миссис Тани были очень важны на протяжение многих лет, поскольку поддерживали начинания её мужа. Но его ученики уважали его и помогали ему строить солидную организацию. На протяжении 70-х и 80-х годов он очень часто посещал Европу.  В 80-х годах он также посетил США. На вершине его технических теорий, которые сделали его стиль уникальным, он развивал новый подход к каратэ в течение 80-х годов, согласно которому исполнение ката считалось формой выражения искусства. Разумеется, он не отказывался от первоначальной роли практики, такой как техническая и психическая практики: эта форма искусства была некой добавкой (дополнением) //как форма искусства это стало неким дополнением//.

К сожалению, его кажущаяся неиссякаемой энергия начала убывать в 90-х годах. Он в 1992 г. был госпитализирован по состоянию здоровья. Хотя он и выздоровел, его уровень энергии уже не был прежним. Свои последние поездки за море он совершил в апреле 1997 г., когда он участвовал в 25 годовщине кофукана в Лондоне.

Мастер Тани ушёл рано утром в воскресенье 11 января 1998 г. после непродолжительной госпитализации. У него был рак печени.

Выдержка из брошюры мастера Тани “Ката - это  искусство! Так наслаждайтесь ката” :

1. Ката обладает своим собственным выражением

Когда вы выполняете или наблюдаете “пинан” и “санчин”, ... каждая из этих ката обладает своей собственной характеристикой. Каждое ката имеет свою собственную интерпретацию. Вот несколько примеров. Движения ката “хакучо” направлены назад и вперёд, в противополоджность этому движения ката “найханчин” в основном направлены влево и вправо, но для аудитории эти движения кажутся во многом похожими, но они различны. Кроме того, в “хакучо” можно увидеть, что это ката выражает символические движения журавля. Считается, что ката “сеенчин” является “песней рыбака”, поскольку оно показывает движения работающего китайского весла (гребца). Когда человек впервые начинает изучать ката, он не может думать ни о чём другом, кроме как концентрации на изучении порядка движений; но когда он постигает ката под несколько другим углом зрения, он может открыть много интересных аспектов. Когда он получает возможность увидеть в ката тот же самый образ, что и в танце, он уже воспринимает ката как искусство движения, воплощающее эмоции.

2. Ката, выраженное согласно исполняющему.

Ката даёт различные выражения, согласно особенностям исполнителя. Когда начинающий и инструктор выполняют одно и то же ката, первый стремится выполнять каждое двиежние с совершенной точностью, но в случае инструктора, этого недостаточно. Его ката должно охватывать его личность, что приходит с годами упорных тренировок. Подобным образом в японской калиграфии начинающий пытается писать каждый иероглиф точно и совершенно, но опытный калиграф проявляет в своём искусстве свою собственную уникальную личность. Точно таким же образом, когда сравнивается одно и то же ката, выполняемое женщиой и мужчиной, женщина проявляет женскую мягкость, которой не обладает мужчина. Отсюда происходит проявление различий в исполнении ката согласно характеру исполнителя. Ката отражает личность исполняющего, как и его человеческие качества. Следовательно, чтобы достичь этого, человек должен выполнять ката инстинктивно, не размышляя...; исполнитель должен стать единым с ката. В мире живописи и японской калиграфии человек часто слышит, что никто никогда не создаёт шедевр, когда у него есть намерение получить прибыль. Человек создаёт самое ценное в художественном отношении произведение только в том случае, когда он действует по интуиции. Это также применимо и к ката в каратэ. Человек никогда не выполнит хорошо ката, когда его намерение заключается только в том, чтобы получить одобрение от публики, но только в том случае, когда он выполняет ката инстинктивно и эмоционально, воля публики и исполнителя будет единой. Исполнитель может только выразить свои человеческие качества и личность достаточно хорошо в своём ката, когда он достигает этой стадии.

3. Особенности выражения ката согласно обстоятельствам.

Выражение ката изменяется в зависимости от различных обстоятельств. Когда человек выполняет ката на чемпионате или в доджо или на морском берегу на свежем воздухе, или на вечеринке, выражение ката несколько изменяется, согласно обстоятельствам.

Я надеюсь, теперь понятно, что ката - это не только сочетание технических движений, но и искусство. Следовательно, выполнение ката - это самое трудное и самое глубокое дело.

 
 

home ||  анонс || о нас || foto || история

 
 

E-mail: hikaritora@yandex.ru  тел/факс 8(495) 538-4075

 
   
 
 
 

к WEB мастеру 

 
Сайт управляется системой uCoz